[Груз. პიმენი სალოსი; Юродивый] (2-я пол. XIII в.), прп. (пам. груз. 16 марта) Грузинской Православной Церкви, просветитель лезгин. Сведения о П. С. сохранились в сочинении анонимного автора (Жамтаагмцерели) XIV в. «Столетняя летопись», включенном в сб. груз. летописей «Картлис Цховреба». В нем указано, что «в те же времена (ок. 1280 г.- Авт.) блистал» П. С., насельник мон-ря Давидгареджи в пуст. Гареджи (пров. Кахети, Грузия). Он удалился из своего мон-ря, поселился в одном из гротов в Белакани (ныне Балакен, Азербайджан) и обращал из язычества в христианство племена лезгин. Вместе с ним проповедовал прп. Антоний Месх (Жамтаагмцерели. Столетняя летопись // КЦ. 1959. Т. 2. С. 283; То же // Картлис цховреба: История Грузии. Тб., 2008. С. 387). В груз. историографии считается, что проповедь на Сев. Кавказе в этот период стала возможной благодаря тем льготам, к-рые в течение некоторого времени давали христианам монг. правители. Также святого упоминает католикос-патриарх Вост. Грузии Антоний I (Багратиони; 1744-1755, 1764-1788) в соч. «Мерное слово»: по его сведениям, П. С. по происхождению был «из рода благородных» кахетинцев; сначала проповедовал пшавам и тушам в сев. регионах Грузии, затем - лезгинам (Антоний I (Багратиони), католикос-патриарх. Мерное слово. Тб., 1972. С. 270 (на груз. яз.)). Груз. царевичи Иоанн Багратиони в соч. «Калмасоба» и Вахушти Багратиони в соч. «История царства Грузинского» повторяют сведения Антония I; кроме того, Вахушти писал, что П. С. обличал царя Грузии мч. Димитрия II Самопожертвователя (Тавдадебули) (1269/70-1289) за многоженство (Иоанн Багратиони. Калмасоба. Тб., 1948 (на груз. яз.); Вахушти Багратиони. История царства Грузинского // КЦ. 1976. Т. 4. С. 233).